Лучше и не сказать Продолжаем исследовать хоррор-эстетику в литературе и кино. Сегодня поделюсь с вами тройкой неординарных фильмов с влиянием редкого жанрового сочетания «космо-ужас». Почему редким? Ведь есть Чужие-Прометей, Пандорум, Пекло, Аполлон 18 и... и... Ну, и практически всё. Существует ещё недурной кино-аттракцион Дум (Doom), который балансирует на бритвенно острой грани с клоунадой, но всё-таки местами выглядит серьёзно и может испугать. В остальном же — всё грустно и безыдейно. О фильмах буду говорить по мере возрастания хоррор-элемента, о первых двух упомяну вскользь, а последнем же — более детально. Будут спойлеры, ну и ладно. 1. Первая картина «Миссия Серенити», является никаким не ужасом, без всякой мистики, и вообще-то — крепким приключенческим кино в космо-декорациях. Дело в том, что в сюжет неожиданно вплетена история о целой расе демонических людей-каннибалов, изувечивающих себя и безотворотно жаждущих крови и насилия. Поселенцы целой планеты был отравлены экспериментальным препаратом «Пакс», который должен был умиротворить население, урезать лишние эмоции, что мешали строить "утопию". Помимо эмоций и агрессивности от чудо нейролептика у населения планеты урезалось вообще всё. Чувства, мотивация, энергия, жизнь. Они просто взяли да и умерли с голода там, где были. Препарат купировал любой жизненный импульс. Люди угасали и превратились в мумии. Так вымерла целая планета. Но нет, не целая. Какая-то доля многомиллионного населения перенесла действие препарата, отзеркалив его назначение — они превратились в осмысленных ужасных тварей, пожирающих людей. Не зомби, у них был даже свой космо-флот. Идея не нова, но подана любопытно, без шуточек, с тяжёлым нервным давлением и ощущением ужаса. Главный герой, к примеру, в одном из моментов предпочитает убить невинного незнакомца, только лишь, чтобы тот не попал в руки Пожирателей. Кстати, что в фильме действительно ужасно и кошмарно, так это постер. Просто позор. Идем дальше. 2. «Хроники Риддика». Хотя и предыстория с названием «Чёрная Дыра» носила ярлык хоррора, именно вторая часть, Хроники, насытилась глубокой эстетической частью этого жанра. Плевать на сюжет, на Виндизеля и его акробатические выкрутасы. Здесь ценна атмосфера, саспенс и художественный символизм. Всё самое великолепное в этом фильме сгущено, конечно же, в расе Некромонгеров — секте экзальтированных милитаристов, выжигающих всё живое во Вселенной. Их предводитель — полубог, узревший край вселенской бездны (привет Пожирателям из «Миссии Серенити»), который черпает жизненную силу из душ поверженных врагов и всего лишь из Вселенной Смерти. Самое прелестное во всей этой вакханалии — это художественные образы в дизайне некромонгеров и их окружения. В них уместились средневековые рыцари, фанатики и крестоносцы, готическая монументальность и мрачность, атмосфера инквизиторских подземелий и подлинная дань уважению Гансу Рудольфу Гигеру (дизайнер всего сеттинга Чужих и не только). Это необычно, это смело и это жутко. 3. И наконец — жемчужина на торте или вишенка сегодняшней подборки — фильм «Сквозь Горизонт». Сразу скажу, что у фильма: — отвратительный главный актёр Сэм Нил — дурацкий сценарий (очень неровное повествование и обрывы событий) — назойливые бу-эффекты, там, где их вообще не должно быть — бездарный официальный постер Но! Да на хер это всё, когда у космо-ужаса есть такая атмосфера, ИДЕЯ и визуальная часть, скроенная, кстати говоря, по большей части физическими средствами. Даже ювелирно воплощённый бренд «Чужие» не пугал меня так, как сделал этот фильм. И пугает он не тем животным страхом перед непобедимым ксеноморфом, и даже не хтоническим восхищением перед древними силами планеты, а тем, что весь ад, открывшийся несчастному экипажу корабля «Сквозь Горизонт», коагулируется внутри каждого отдельного человека. Сквозь Горизонт прорвал завесу в религиозное инферно — в зло ради зла, ужас и вечные мучения, но весь этот мрак начал развёртываться в реальности не посредством рогатых демонов или зубастых клоунов, а руками человека. Персонаж «Медвежонок» заглянувший по ту сторону, убивает себя страшным способом, только лишь, чтобы избавиться от «мрака внутри». Это просто брррр. Получить удовольствие от фильма могут люди, тяготеющие ко мрачной романтике средневековой готики и европейскому мистическому символизму. Корабль «Сквозь Горизонт» напоминает крест, в декорациях интерьера явно виден тот же Гигер, дизайн корабля был сделан по референсам собора Нотр-дам-де-Пари, который специально отфотографировали перед фильмом в разных ракурсах. Визуализации отсылают нас и к Чужим, и к Клайву Баркеру, которого я сильно не люблю, но считаю писателем знаковым, и даже ко вселенной Warhammer 40k. Наука и религия, разведенные культурой по разные полюса человеческого восприятия, здесь внезапно съезжаются в единой точке, которая извергает огонь, искривления пространства, чёрные дыры и демонические силы. Учёные становятся пророками, космические корабли — утробой беспощадного первозданного ужаса. Раскалённая безысходность, кровь и пламя, страх и безликий холод космоса — это было потрясающе.

Теги других блогов: кино хоррор космо-ужас